Как выбрать хорошего преподавателя по английскому

…и понять, что преподаватель действительно чему-то научит

Хоть и большая часть успеха в изучении английского зависит от самого студента, не стоит недооценивать роль преподавателя в обучающем процессе. Именно от правильно выбранной программы, от умения учителя доступно объяснить материал, заинтересовать в учебе и помочь справиться со сложностями зависит очень многое. Давайте попробуем разобраться, как выбрать хорошего преподавателя по английскому языку.

За свою жизнь я сменила несколько школ английского языка, а также пробовала заниматься индивидуально. Мне попадались как прекрасные преподаватели-профессионалы, так и полные профаны в преподавании… За это время я прошла дорогу от pre-intermediate до advanced. Мне очень хочется немного поделиться своим опытом, чтобы меньше людей пострадало от безалаберности преподавателей-непрофессионалов.

Сертификация и опыт

Сейчас на разных ресурсах очень много «специалистов» предлагают научить вас владеть английским. Но, если на чистоту, многие из них просто неплохо знают английский и решают на этих знаниях подзаработать, при чем, нехило так. И казалось бы, ну что здесь такого, если человек решил заработать, поделившись своими знаниями? А дело в том, что лучше отдать предпочтение тому специалисту, чьи знания в области преподавания подтверждаются сертификатами. Понимать английский и уметь его использовать для себя — одно, преподавать — совсем другое дело.

В современном мире есть очень много курсов, которые учат как именно преподавать английский. При этом, на хороших курсах студенты, для которых английских не родной язык, обучаются наравне с носителями языка, что уже свидетельствует о качестве их знаний.

Можно возразить, мол, у человека может быть талант к преподаванию и отличное знание языка, безо всяких там бумажек. Да, действительно это так. Но в таком случае искать такого учителя нужно по рекомендациям знакомых, которые сами занимались с ним. В других случаях лучше убедиться в профессионализме.

Okay, you're a bad teacher.

Приведу два примера из собственного опыта, из-за которых я убедилась, что на такие «бумажки» стоит обращать внимание.

Как-то я решила подтянуть английский. На тот момент мой уровень был upper-intermediate, и мне нужно было усовершенствовать разговорный английский и умение писать эссе. По факту, мне нужен был человек, который бы просто общался со мной на разные темы на занятии, и давал задания для эссе, а потом проверял бы их. Для этой цели я на доске объявлений нашла носителя английского из африканской страны (простите, уже не помню какой).

За уроки он брал немного меньше своих коллег из Британии и США, а на доске объявления выложил свой сертификат CAE, который подтверждал его знание английского на уровне Advanced. Во многих странах, которые были британскими колониями, свой, немного специфический, вариант английского, поэтому люди из этих стран часто сдают экзамены на уровень английского, чтобы показать, насколько грамотно владеют ним, если им для какой-то цели нужно хорошее знание английского. Я решила, раз преподаватель владеет английским на высоком уровне, тем более, большую часть жизни прожил в стране, где английский — официальный язык, — значит, он умеет и хорошо преподавать.

Что было не так:

  1.  Отсутствие системы : На занятии мой уровень знаний никак не определили. Мне дали просто текст о путешествии на самолете с набором лексики к нему, а потом мы смотрели видео на ту же тему. Текст был рассчитан где-то на средний уровень, тему я уже проходила несколько раз. Мне было скучно, а занятие для меня было малоэффективным, ведь хотелось выучить что-то новое, а не топтаться на месте.
  2.  Эссе было проверено некачественно : Были подчеркнуты некоторые ошибки, которые и ошибками то не были. При этом, когда разбирались с преподавателем, оказалось, что он сам не знал, что так можно было написать. Например, в одном из предложений я упустила that, там где это было допустимо (преподаватель не знал, что его не всегда обязательно употреблять), также преподаватель счел за ошибку употребление деепричастного оборота. Зато когда перечитывала эссе самостоятельно обнаружила несколько действительно серьезных ошибок, которые не были исправлены. Например, неправильное употребление предлога после глагола.

В итоге все закончилось одним уроком. Я подыскала другого преподавателя. На этот раз я нашла преподавателя из Австралии, и в объявлении он выложил свой сертификат по преподаванию, (насколько помню, CELTA). Он сначала немного пообщался со мной, чтобы понять мой уровень, а затем дал небольшой тест. Благодаря этому, он составил программу так, что я на постоянно занятиях узнавала что-то новое.

Какой сертификат должен быть у хорошего учителя
TEFL / TESOL — эти сертификаты дают право преподавать английский, приравнивается к ВУЗовскому диплому. Как правило, его получают люди, для которых английский не является родным;

CELTA — сертификат немного престижней предыдущего. На курсах будущие учителя изучают и практикуют разные современные методики. Часто эти курсы проходят как преподаватели, для которых английский не родной, так и носители английского из Британии, США, Канады, Австралии;

DELTA — этот диплом обычно получают люди, у которых уже есть опыт преподавания, но они хотят усовершенствовать свои навыки. Обычно услуги преподавателей с таким дипломом стоят дороже, так как он считается высококлассным специалистом и может не только преподавать язык, но и работать методистом. Зачастую его получают те, у кого уже есть диплом CELTA, и кто хочет углубить свои знания или заняться разработкой собственной методики.

Уровень знаний преподавателя должен быть не ниже Advanced. Иногда встречается такое, что студентам с уровнем ниже среднего ставят преподавателя, знающего английский на уровне Intermediate (средний уровень). Intermediate — это хорошая база, которая позволяет неплохо общаться, писать, начинать что-то смотреть и читать в оригинале. Но для преподавания этого не достаточно. Даже Upper-Intermediate — недостаточный уровень для преподавателя. Люди с таким уровнем могут неплохо объяснять учебные материалы, которые проходятся по программе, но очень часто они не в состоянии объяснить что-то несвязанное с обучающей программой.

Когда я обучалась на курсах (уровень Pre-Intermediate), у нас была система двух преподавателей. То есть, один урок вела одна учительница, второй — другая. У первый был уровень Upper-Intermediate, у второй —  Proficiency.

Помимо курсов, я старалась уделять время и самообучению, занимаясь по разными ресурсам и смотря мультики. И в дополнительных материалах часто сталкивалась с информацией, которую мы еще не учили. Естественно, у меня возникало много вопросов. А к кому обратиться с ними как не к преподавателю? Первая обычно говорила что-то вроде: «Ну… это материал для уровня выше, мы пока этого не учим…». Вторая всегда отвечала на вопросы, при этом делала это так, чтобы человеку, который еще не дошел до данного учебного материала, было все понятно.

Например, в мультике «Черный котел» я встретила выражение «I do hope». Для меня do в этом предложении было загадкой. И преподавательница смогла объяснить значение этого do просто и доступно, не углубляясь в тему инверсии, которая проходится на высоких уровнях.

Также она часто находила хорошие материалы с разными правилами и приносила мне распечатки. Благодаря ей, я очень многое смогла выучить и открыть в себе интерес к английскому, хотя раньше всегда считала, что никогда не смогу хорошо знать его. Несмотря на то, что занятие было групповым, и помимо нас было еще много других групп, человек уделял внимание каждому, помогал с дополнительными материалами и поддерживал. Если не это профессионализм, тогда что?

Важные качества хорошего преподавателя

Опыт проживания в англоязычной стране

помогает разобраться в том, как действительно говорят иностранцы. Это помогает учителю давать не только школьный, иногда неактуальный, материал, но и делиться полезными знаниями, рассказывать, как можно говорить в неформальном английском, а что стоит поберечь для общения в деловой среде. Также те, кто жил в англоязычной стране, часто говорят с лучшим акцентом. Конечно, легкий акцент остается всегда, но профессионал совершенствуется, сводя его к минимуму. У такого человека вы будете перенимать «качественную» речь.

Любовь к английскому и стремление развиваться

Любой язык сложен и многогранен, поэтому даже профессионалам есть куда расти. Хороший преподаватель любит свое дело и стремиться узнавать что-то новое, как по языку, так и по педагогике. Понять, что учитель, влюблен в свою работу очень легко. Он будет заражать этой любовью своих студентов. Как бы странно это ни звучало, но это так. Он будет стараться всячески заинтересовать своих учеников и вдохновить их. Также хороший преподаватель всегда ищет интересные материалы для студентов, посещает различные курсы и тренинги, чтобы узнать о новых методиках, программах и повысить свою квалификацию.

Умение находить интересные материалы

Хороший преподаватель умеет немного «отойти» от программы, и помимо материалов из учебника, находить интересные ресурсы. Такие материалы (видео, статьи, игры, задания) помогают отвлечься и закрепить тему, поэтому важно учиться не только по учебникам, но и дополнительным ресурсам. Хороший учитель понимает, что не у каждого есть силы/желание/время самостоятельно искать материалы для самостоятельной работы. К тому же далеко не все знают, что именно искать: какой ресурс хороший, а какой нет. Учитель постарается найти интересные программы, игры, книги, видео и посоветует их своим ученикам. Также большой плюс, если работа с дополнительными ресурсами дается в качестве домашнего задания или разбирается на занятии. В общем, хороший учитель сделает все, чтобы вы занимались дополнительно, развивали свой английский, и вам было интересно это делать.

Чувство юмора

Казалось бы, это личные качества, которые не имеют особого отношения к профессионализму. Но проблема в том, что у многих людей, помимо английского много дел и забот. На занятия многие приходят уставшими после работы. И если в дополнение к этому, еще и сам урок будет проходить скучно и монотонно, то даже у самого волевого человека, может пропасть желание ходить на занятия. Хороший преподаватель — это еще и отличный психолог, который умеет понимать своих учеников, и исходя из этого, планировать урок.

Программа должна включать разные виды активностей (чтение, просмотр видео, диалог в группе или с учителем. При этом, сам преподаватель умеет разрядить обстановку и превратить учебный процесс в интересное занятие.

Хороший преподаватель умеет и игру интересную придумать, и рассказать, и пошутить, где это уместно. Это снимает напряжение и помогает студентам вовлечься в учебный процесс. Когда занималась в группе, именно такие личные качества преподавательницы стимулировали приходить на уроки. Просто потому что занятия были не только полезными, но и веселыми. И даже после тяжелых рабочих будней, у поднималось на уроке настроение. Отходила на те курсы, кстати, 2 года, пройдя 4 уровня, и ни разу не задумавшись о смене учебного центра.

Умение подбодрить

Профессиональный преподаватель умеет подбодрить и заставить поверить в свои силы. Очень часто, студенты, которые еще не достигли среднего уровня, жалуются, что им тяжело учить язык, что они не понимают акцента, грамматики, что английский, наверное, не для них. Преподаватель должен понимать состояние студента и сложности, с которыми он сталкивается. Он должен уметь вдохновлять и мотивировать. Например, рассказать истории о людях, у которых получилось выучить английский, наперекор сложностям. Или даже о том, с какими трудностями столкнулся  он сам. Это очень помогает взбодриться и поверить в свои силы.

Умение корректно исправлять ошибки

Это последний, но очень важный пункт. Хороший преподаватель исправляет ошибки, но делает это очень корректно. Если человеку в грубой манере сказать, что у него не так, то можно очень сильно обидеть, а то и вовсе «обломать крылья». Как уже писалось выше, хороший преподаватель — это еще и тонкий психолог. Именно поэтому он понимает, что все ученики разные, и исправлять ошибки нужно максимально корректно, чтобы это принесло пользу и не навредило.

Mistake!

Когда занималась на уровне Pre-Intermediate, мечтала научиться говорить красиво, с минимальным акцентом. Некоторые слова я знала, как пишутся, но понятия не имела, как их произносить. Где-то в сочинении использовала, но учить слово не было необходимости, вот и запомнилось только написание. Однажды на уроке проходили тему «окружающая среда», и отвечая на вопрос, я хотела сказать слово «area». Вот только получалось что-то по типу «эрия» или «ариа». Из контекста было очевидно, какое слово я пытаюсь произнести. Но вместо того, чтобы помочь, учитель, который был тогда на замене, поступил очень некрасиво: он передразнил, сделал вид, что не понимает, что я хочу сказать, и обратил это в шутку для всей группы. После этого я две недели ходила в состоянии «может, английский — это не для меня». Я сильно расстроилась, ведь мне тогда так хотелось говорить на нем хорошо, а тут вот тебе на — даже простое слово не могла выговорить .

Кстати, из-за такого небольшого инцидента начались проблемы с речью: сильно боялась сказать что-то неправильно, что приводило к еще большим ошибкам и нечеткости речи.

Еще один случай произошел со знакомой, которая хотела записаться на курсы: уже на пробном уроке преподавательница грубо высмеивала акцент студентов. Стоит ли говорить, что после этого школа получила весьма негативный отзыв и анти-рекламу в соц. сетях? Поэтому чувство такта и умение работать со студентами — крайне важно.

Как должен поступать хороший преподаватель? Он понимает, что ошибки неизбежны, что сложно произносить иностранные слова правильно, особенно когда человек только принялся за изучение языка. Он поправит так, что человек этого даже не заметит. Человек учтет свою ошибку, но ему не будет обидно, что он ее допустил. Например, преподаватель может аккуратно повторить слово за студентом, произнеся его правильно, и предложить студенту попробовать повторить. Также можно дать послушать это слово в словаре, попросив повторить.

Mistake after mistake.

Еще очень хорошая система: не перебивать студента, а тихонько выписывать все ошибки на листочек. Затем переспросить учащегося, чтобы убедиться, действительно ли он не знает, как правильно, или это была автоматическая ошибка, после — предложить ему исправить себя самостоятельно. Если студент не может сам себя исправить — объяснить ошибку. Такой подход очень корректен и эффективен.

Приходя на курсы, обязательно обращайте внимание не только на удобство местоположения школы, стоимость и количество людей в группе, но и обязательно присмотритесь к человеку, который будет вас учить. Именно от этого человека во многом зависит успешность обучения. Не соглашайтесь платить за весь месяц или семестр сразу — для начала оплатите несколько занятий, чтобы иметь возможность оценить профессионализм учителя. Не стесняйтесь узнать в администрации о квалификации преподавателя: спросить о его дипломах, опыте работы, достижениях — все это важно.

L
o
a
d
i
n
g
.
.
.

Проверь свой английский

лишь 10% людей успешно прошли этот тест

Last modified: 07.09.2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *